Фердинанд Порше 1875–1951 г. Основатель компании Porsche. Создатель самого популярного в XX веке автомобиля — "Фольксваген Жук”. Один из самых знаменитых автомобильных конструкторов современности.
1. В 15 лет Фердинанд Порше сделал собственный генератор — и в доме его родителей засияли электрические лампочки. До этого электричество в городке Мафферсдорф было только у бургомистра.
2. Окончив школу и ремесленное училище, Фердинанд Порше устроился на работу учеником жестянщика. Было это в 1889 году. И первым работодателем Порше стал его собственный отец. Вторым местом работы легендарного автоконструктора стала небольшая венская фирма по производству электродвигателей. Студента технического университета Фердинанда Порше взяли туда… уборщиком.
3. В семье Порше питали необъяснимую склонность к имени Фердинанд. Сын гениального инженера Фердинанда Порше тоже получил имя Фердинанд (Ферри). Впрочем, мальчик унаследовал не только имя, но и талант отца: весь мир знает Ферри как прекрасного конструктора. Своему сыну Ферри тоже дал имя Фердинанд, но, чтобы не запутаться, мальчика прозвали Бутци. Но и это еще не все! Луиза, дочь Фердинанда Порше-старшего и сестра Ферри Порше, родив сына, тоже назвала его Фердинандом. К счастью, фамилия малышу досталась отцовская — Пих. Впрочем, это не помешало ему долгие годы возглавлять концерн ”Фольксваген”.
4. Талант в семье четко наследовался по мужской линии, причем первых выдающихся успехов Порше достигали в юном возрасте. Например, сын Ферри Порше, Фердинанд Александр Порше, создал уникальный бессмертный силуэт модели 911 в 24 года.
5. В 1900 году Фердинанд, к тому времени сотрудник фирмы Лонер , создал электромобиль Lohner-Porsche. На парижском автосалоне фантастическая машина (электродвигатели прятались в ступицах передних колес) вызвала фурор и была признана лучшим автомобилем выставки. 25-летний Фердинанд проснулся знаменитым.
6. В том же 1900 году Порше создал первый в мире полноприводный гоночный электромобиль и дополнил электрический двигатель бензиновым. Это был гибрид и тоже первый в мире! Если вспомнить, что гибриды кажутся гостями из будущего даже сейчас, можно понять, насколько гений Порше опережал свое время.
7. В 1906 году тридцатиоднолетний Фердинанд Порше становится техническим директором Austro-Daimler. Под его началом весь модельный ряд самой крупной в Европе компании по производству автомобилей. Но сердце Фердинанда принадлежит гоночным машинам — он выпускает их одну за другой.
8. В 1910 году в пробеге имени принца Генриха Прусского гоночные машины, созданные Порше, не оставляют соперникам ни единого шанса: команда Austro-Daimler берет три первых места. За рулем одного из автомобилей — сам Фердинанд. Его молодого механика зовут Иосиф Броз Тито, и в 1943 году он станет Генеральным секретарем компартии Югославии и фактическим правителем этой республики.
9. В автомобилях Porsche ключи зажигания всегда находятся слева от руля. А все потому, что Фердинанд Порше обожал гонки! На знаменитых гонках «24 часа Ле-Мана» водители должны были сначала добежать до своих машин, запрыгнуть в них и начать движение. Причем время, которое гонщик бежал к автомобилю и трогался с места, тоже засчитывалось. Порше разместил ключ зажигания слева, чем обеспечил себе более быстрый старт, и стал лидером гонок.
10. В 1931 году Фердинанд Порше уходит из компании Daimler и решает организовать свое дело. 25 апреля он открывает свою компанию. Название фирме Фердинанд дал необыкновенно внушительное: «Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». Заказчики немедленно выстроились в очередь, но Порше находит время и для собственных разработок. Легендарная торсионная подвеска Porsche была создана именно в этой компании и в эти годы.
11. В 1934 году компания Porsche получила от германского правительства заказ на разработку народного автомобиля. Уже в 1935 году Порше представил первые прототипы "Фольксвагена”, причем работу над ними инженер вел в собственном гараже.
12. Знаменитые ”Жуки”, созданные Фердинандом Порше, изначально назывались KdF (Kraft durch Freude — "Сила через радость”). Каждая такая машина должна была стоить всего 990 марок. Предполагалось, что любой германский рабочий, откладывая 5 марок ежемесячно, через 3 года и 8 месяцев сможет сесть за руль собственного "Фольксвагена”. Вероятно, так и было бы, но радужным планам помешала Вторая мировая война.
13. Впервые легендарный Porsche 911 был представлен публике в 1963 году на Международном автомобильном салоне, но с совершенно другой цифрой — 901. Однако оказалось, что права на три цифры с нулем посередине в названии модели зарегистрировала компания Peugeot. Автомобиль был переименован и вошел в историю как Porsche 911.
14. Логотип у Porsche появился только в 1952 году. Ферри Порше, приехав в Нью-Йорк, обедал с Максом Хоффманном, первым импортером Porsche в Америке. Макс Хоффманн поинтересовался, почему у всех известных марок мира есть логотип, эмблема или герб. А у Porsche нет! Ферри Порше взял салфетку и пару минут что-то рисовал на ней. А потом спросил: ”Похоже на эмблему?” На салфетке красовалась вздыбленная лошадь, которую сейчас знает каждый автолюбитель мира и которая красуется на любом Pоrsche. На самом деле легендарная лошадка являет собой комбинацию раннего герба Вюртемберга (с этим городом была связана компания) и эмблемы города Штутгарта (лошадь, поднявшаяся на дыбы, показалась Ферри подходящим символом для мощных автомобилей компании).
15. Ферри Порше как-то сказал: ”Сначала я искал и не мог найти автомобиль своей мечты… Поэтому я решил построить его сам”. Высказывание стало основой философии компании и сутью того, что она производит, — легендарных гоночных автомобилей потрясающего качества.
16. За 50 лет автомобили Porsche завоевали на мировых гонках больше 28 000 побед в самых разных категориях! Таким успехом не может похвастаться ни одна автомобильная компания в мире.
17. Порше мог бы работать в СССР! В 1932 году Фердинанда Порше пригласили в Советскую Россию и предложили занять пост генерального конструктора по автомобилям, танкам и моторам — причем на беспрецедентных условиях. Руководство страны пообещало, что направление для деятельности конструктор будет выбирать исключительно сам. Фердинанду выделили специальный поезд, на котором он проехал по стране, чтобы лично убедиться в масштабе строительства и индустриализации. Единственным обязательным условием был переезд семьи Порше из Германии и перевод в Москву всего конструкторского бюро. Фердинанд, которому было почти 60 лет, подумал и отказался.
18. С 1969 по 1989 год главным дизайнером компании Porsche был Анатолий Лапин, русский по матери. Родители Лапина (отец его был немец) эмигрировали из Риги в 1939 году и уехали в Германию. В 1951 году Лапин перебрался в США, где работал в отделах разработки кузовов крупнейших автомобильных компаний. В Porsche его пригласили сразу главным дизайнером. И Лапин не подвел — создал для компании волшебные силуэты 924-й, 928-й и 944-й моделей.
19. В 1948 году на заводе Porsche на свет рождается модель 356 — и она первая официально получает имя Porsche. Буквально через месяц автомобиль взял свое первое место на гонках.
20. Большинство побед в гонках принесли Porsche модели, очень близкие к серийным. Ведь практически все гоночные модели — такие, как 911 GT3, Carrera GT — выпускаются и в серийном варианте. Так что, покупая Porsche, вы в прямом смысле покупаете легенду.
21. В 1953 год на Парижском автосалоне был впервые показан Porsche 550 Spyder. Легкий, маленький, маневренный, оснащенный 4-тактным двигателем с распределительным валом, он сделался знаменитостью почти мгновенно.
22. Компания Porsche традиционно становится первой практически во всем, включая охрану окружающей среды и переработку материалов. Еще в 70-е годы XX века Ферри Порше сказал: ”Нельзя разбрасываться драгоценными мировыми ресурсами — попользовался, мол, и выкинул… Нужно либо увеличивать срок службы техники, либо отправлять материалы на вторичную переработку, чтобы использовать их снова и снова”. И уже в 1973 году компания выпустила первый автомобиль с кузовом из оцинкованного металла, наглядно доказав, что срок службы машины можно существенно продлить. С 1975 года технология оцинковки кузова стала использоваться во всех автомобилях Porsche. Автомобильная промышленность планеты пошла той же дорогой только десятилетие спустя.
23. В создании шедевра не бывает мелочей или компромиссов. Уникальный тон мотора Porsche, от которого сжимается сердце любого автолюбителя, создается в исследовательской лаборатории, в которой работает специальная группа, занятая исключительно идеальным звучанием Porsche. То, что мы слышим, состоит из звуков отдельных компонентов, каждый из которых тщательно настраивается. Чтобы добиться идеального звучания Porsche, применяются новейшие технологии. В их числе — акустическая камера, позволяющая визуализировать шум автомобиля и разложить его на составляющие.
'''24.'' В компании Porsche всегда ценили новаторские начинания сотрудников — ведь именно благодаря инженерному гению и смелости основателя, Фердинанда Порше, автомобили Porsche теперь прославлены на весь мир. Именно поэтому в компании не только поощряют, но и старательно защищают авторские права и идеи. За всю же историю компании Porsche было подано и удовлетворено 3750 заявок на патенты национального и международного уровня.
25. Более 2/3 всех изготовленных ранее автомобилей Porsche эксплуатируются до сих пор. Разве к этому можно хоть что-нибудь добавить? Легендарные машины легендарного качества!